Управление культуры, молодёжной политики
и спорта Брянского муниципального района

Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
 

На территории Брянского района существует районный благочиннический округ Брянской Епархии.

Он объединяет 12 приходов с 12 действующими храмами.


Каменный храм в честь иконы Божией Матери Ахтырской в селе Чернетово Брянского района имеет более чем 200-летнюю историю. Он появился здесь в 1805 году. Церковь поставлена на самом высоком месте села на правом берегу реки Десны и является основным композиционным акцентом его застройки. Деньги в строительство этой святыни вложила местная помещица А.Н. Надорожинская, родная тётя поэта Фёдора Тютчева.

Прежде сёла Бетово и Чернетово составляли один приход, который известен ещё со второй половины XVI века. Первоначально деревянный храм прихода во имя Первомученика Архидиакона Стефана находился в Бетово, но со временем он обветшал. Взамен его и был построен новый храм – в честь иконы Божией Матери Ахтырской, но уже в Чернетово. А на месте прежнего была устроена часовня.

В годы советской власти чернетовский храм был закрыт. В 1930-х годах колокольню, отдельно стоявшую перед западным входом, и вовсе разобрали. И только 75 лет спустя, в 2005 году, в Чернетово вновь была образована приходская община. Сейчас богослужения временно совершаются в молитвенном доме. А в храме ведутся ремонтно-восстановительные работы.

К слову, само же Чернетово впервые упоминается в середине XV века. Известно, что в XVII веке оно было владением Исуповых, с XVIII века – Шуваловых, Бахтиных, Тютчевых и других помещиков. В состав Брянского района Чернетово входит с 1929 года.

Храм в честь Рождества Христова в поселке Добрунь появился относительно недавно. В 2001 году в связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, была зарегистрирована община храма в честь Рождества Христова. Богослужения стали проводиться в одной из комнат поселкового Дома культуры. Параллельно с этим началось строительство храма. До этого момента самостоятельного прихода в поселке не было, он относился к Свенскому Свято-Успенскому монастырю, поэтому Престольным праздником  здесь считается Праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Современный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя в Супонево существует с XIX века. Его на средства прихожан построили в центре поселка – над обрывом высокого берега Десны.

Новый храм пришел на смену обветшавшей деревянной церкви. В XVI-XVII веках она относилась к женскому Георгиевскому монастырю, который, в свою очередь, был приписан к Свенскому монастырю. Благоустройство вновь построенного в 1828-1831 годах храма затянулось - придельный Алтарь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца был освящен лишь в 1847  году, а главный алтарь в честь Нерукотворного Образа Спасителя – в 1852-м.

В годы Великой Отечественной войны, с 1941 по 1943 гг., фашистские оккупанты устроили в храме конюшню. За исключением этого периода он не закрывался. А с начала 2000-х годов здесь появились новые Престолы: в честь Нерукотворного Образа Спасителя - освящен в 2003 году  и Престол во имя Великомученика и Победоносца Георгия - освящен 5 апреля  2008 года Епископом Брянским и Севским Феофилактом.

                                                                      

История современного храма в Госоме берет свое начало в XVII веке, однако она довольно запутана и доподлинно неизвестна. Тем не менее, в Церковных материалах 1610 года есть сведения, что в селе находился деревянный храм во имя Бориса и Глеба, уцелевший в годы «смуты». По имени этого храма село в те времена порой называли Борисоглебским. Однако, в писцовых книгах 1653 года Борисо-Глебская церковь уже не упоминается. Можно лишь предположить, что к тому моменту она сильно обветшала. А вот уже в следующем, 1654 году, Покровская церковь в Госоме названа вместе с приделом Святых Бориса и Глеба.

Спустя полторы сотни лет, в 1808-1812 годах, помещица Екатерина Тютчева построила вместо разрушающегося деревянного храма каменный. Неизвестно, были ли допущены  какие-то просчеты архитектором и мастерами, или же сама обстановка 1812 года не способствовала нормальному завершению работ, но на здании храма стали появляться трещины. В 1895 году из-за опасности обвала его пришлось разобрать. Сразу после этого начались работы по строительству нового каменного храма. Они благополучно завершились в 1900 году, тогда же Борисо-Глебский храм в Госоме и был освящен. Внутри него сохранились фрагменты масляной живописи конца XIX века. Но, после Октябрьской революции храм был закрыт. А во время Великой Отечественной войны, когда отступавшие оккупанты сожгли находящийся в нем склад, здание сильно пострадало. Приходская община была возрождена здесь в 1992 году. В 2009 году храм был освящен Епископом Брянским и Севским Феофилактом.

                                         

Храм во имя Святителя Николая в селе Домашово построен в течение 2009 года. В том же году он освящен Епископом Брянским и Севским Феофилактом.

Приход села Елисеевичи стал самостоятельным в годы правления Екатерины II. Что касается храма во имя Святителя Николая, то здесь мнения исследователей  разнятся – одни ссылаются на легенду о чудесном исцелении от слепоты князя Романа Брянского, которое он получил от Свенской иконы Божией Матери, за что и подарил Свенскому Успенскому монастырю земли, где сейчас находятся села Елисеевичи, Меркульево, Титовка и Староселье. Согласно этой версии на средства монастыря здесь был построен большой деревянный храм во имя Святых мучеников Флора и Лавра, а для совершения богослужений был прислан иеромонах Елисей, от имени которого село и получило свое название. Другая история гласит, что церковь, существовавшая до построения каменного храма была не во имя Флора и Лавра, а во имя Николая Чудотворца и не раз перестраивалась. Когда к началу 1840-х годов прежняя деревянная церковь обветшала и стал вопрос о ее закрытии, крестьянами села решено было построить новый, каменный храм. Инициатором выступил елисеевский крестьянин Василий Агапеев. Новый храм открылся в 1843 году. При нем также было построено здание Церковно-приходской школы. Она открылась 56 лет спустя - в 1899 году.

Позднее храм был закрыт. Точных сведений о том, когда это произошло, нет. Известно лишь, что в 1930 году был арестован и приговорен к трем годам ссылки священник храма Ипполит Алексеевич Осипов. Богослужения в храме сейчас не совершаются, но подготавливаются документы для юридической регистрации Прихода.

Журиничский храм во имя Святой мученицы Антонины за недолгую историю существования уже был уничтожен огнем и снова возрожден.

Православная  община в селе была основана в 1998 году. Богослужения совершались в приспособленном под храм деревянном доме. В 2005-м началось строительство нового деревянного храма во имя Святой мученицы Антонины. Храм строился при деятельном участии Николая Патрушева. Уже через год храм был готов - 22 марта 2006 года Епископ Брянский и Севский Феофилакт совершил Чин освящения Крестов храма, в апреле на колокольню храма были подняты освященные колокола. А 28 мая того же года здесь была совершена первая Божественная Литургия. Просуществовав всего три года, в 2009 году, в результате пожара храм сгорел. Сейчас храм возрожден.

                                                                          

В XVII веке приход села Кабаличи упоминается как один из самых древних приходов Брянского уезда.

Правда, о его образовании никаких сведений не сохранилось.

К постройке храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы приступили в 1768 году. Работы велись по инициативе и на средства помещика Ивана Никифоровича Тютчева, отца Фёдора Тютчева. 11 лет спустя, в 1779 году, был освящен главный престол храма. В 1862-м святыня сильно пострадала. Капитально отремонтировали его и снова освятили лишь через 39 лет. А еще спустя 28 лет храм закрыли, после чего там находились склады, затем водокачка, магазин.

Возрождение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы началось с июня 2002 года. В настоящее время проводятся ремонтно-восстановительные работы. А богослужения проходят в одной из комнат местного Дома культуры.

Церковь Казанской Божией Матери расположена в центре села Новоселки на возвышенном берегу реки Судость. Её строил помещик Василий Небольсин. Храм имел четыре алтаря: главный – во имя Казанской Божией Матери, и три придельных – во имя Святителя и Чудотворца Николая, Владимирской Божией Матери и святых патриархов александрийских Кирилла и Афанасия. Документальных данных о дате построения храма не найдено, но язык его архитектурных форм дает основание считать временем создания святыни последнюю треть XVIII века.

                                                                          

О времени образования прихода в селе Теменичи никаких сведений не сохранилось. По переписным книгам 1654 года в приходе Теменичской Рождественской церкви числилось девять дворов. В 1734 году помещики села, четверо Глотовых и пятеро Львовых, обратились с просьбой разрешить построить новую деревянную церковь, так как находившаяся в селе церковь «во имя Рождества Христова холодная, в которой... в зимнее время священнодействовать весьма не без трудности». Разрешение было получено, и рядом с Рождественской церковью на средства помещика Александра Петровича Львова была построена новая теплая церковь во имя Николая Чудотворца. А в 1832 году на средства помещика Алексея Николаевича Львова в селе вместо двух деревянных церквей была построена новая каменная Рождественская церковь. 21 год спустя помещик Николай Васильевич Вепрейский, капитан артиллерии, женатый на двоюродной сестре  русского писателя, публициста, философа, революционера Александра Ивановича Герцена, в 1853 году на свои средства отремонтировал и обновил каменный Рождественский храм в Теменичах и пристроил к нему высокую и стройную колокольню.

Во второй половине XIX века церковь обновлялась масляной краской. Из утвари храма сохранился иллюстрированный рукописный синодик, написанный местным священником. Сейчас он хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Сам же храм закрыли после Великой Отечественной Войны. В нём было зернохранилище и различные склады, затем его частично разрушили. Летом 1994 года начались работы по восстановлению святыни, Богослужения начались Великим постом 1996 года.

Селение Голяжье возникло не позже IX-X веков и названо так по занимавшим ранее это место жителям из племени голядь. Сведений о первых веках существования селения не сохранилось. Можно утверждать, что оно уже в XVI веке было селом – в Церковных документах упоминается разорение храма села Голяжье в годы Смутного времени.

В документах 1670-х годов  отмечалось, что находившийся в Голяжьем храм во имя Великомученика  Димитрия Солунского «без пения из дальних лет и службы в ней не было от ветхости». Лишь в 1679 году местный помещик Измаил Тимофеевич Алымов взялся построить новый деревянный храм.

В декабре 1713 года этот храм сгорел, и владелец Голяжьего, поручик Иакинф (Акинфий) Евстратович Алымов, вместо того, чтобы построить новый храм, обратился в Брянское Духовное правление с просьбой перевести в Голяжье старый деревянный храм из села Ольшаницы, где к тому времени уже был построен новый храм. Разрешение было получено, и старый ольшаницкий храм поставили в Голяжьем «на старом церковном погорелом месте». Со временем храм окончательно  обветшал, и в 1753 году полковнику Ивану Акинфовичу Алымову было разрешено начать строить в Голяжьем каменный храм. Стройка началась на следующий год, но в 1757 году Алымов умер, и завершала строительство храма уже его вдова – Анна Васильевна.

Ежегодно в мае от Дмитриевского храма совершался Крестный ход, для которого приносилась Свенская икона Божией Матери. В годы советской власти храм был закрыт и использовался под колхозный склад.

В 2001 году началась реставрация храма, организованная благотворительным обществом, но за недостатком средств работы были приостановлены. 14 ноября 2003-го состоялось  собрание, на котором жители села проголосовали за образование общины для самостоятельного восстановления храма. Были проведены работы по расчистке храма от мусора и уборке прилегающей территории.

Первые письменные упоминания о селе Хотылево относятся к XVII веку. В то время селом владели помещики – братья Степан и Дмитрий Тютчевы. Упоминается, что в Хотылево с XVII века существовала деревянная Никольская церковь, которая была сожжена во время "смуты" и в дальнейшем неоднократно перестраивалась. Так, село Хотылево, с XVII и до конца XIX века принадлежало роду Тютчевых, один из представителей которого – богатейший брянский помещик Фаддей Петрович Тютчев, своими стараниями и на свои средства построил здесь в 1759-63 годах каменную церковь Преображения.

 
 

 


© Управление культуры, молодёжной политики и спорта
Брянского муниципального района, 2015-2021
Яндекс.Метрика